ГЛАВНАЯ - ОБЗОР НОВОГО НОМЕРА - ВЫШЕДШИЕ НОМЕРА - ГАЛЕРЕЯ - ЦЕНЫ - КЛИЕНТАМ - КОНТАКТЫ - ПАРТНЕРЫ - ФОРУМ
 

ОСТРОВА НА ГОРИЗОНТЕ,
( или Небольшое путешествие на Большой Шантар)


Текст и ФОТО: Шпатак Андрей







    Справка ТЕ.
Шантарские острова.

Архипелаг из 15 островов в юго-западной части Охотского моря (Хабаровский край РФ).

Площадь около 2500 км2.
Наиболее крупные острова: Большой Шантар (площадь 1790 км2),
о. Феклистова (около 400 км2),
Малый Шантар (около 100 км2),
Беличий (около 70 км2).
Высота до 701 м. Острова большей частью гористы; сложены песчаниками и глинистыми сланцами, прорванными гранитами и ультраосновными интрузиями.
Климат суровый. Склоны гор покрыты лиственничными и темнохвойными лесами; на вершинах — заросли кедрового стланика







 


Идея побывать на этих богом забытых островах возникла в 2005 году, после того, как мои друзья из Благовещенска занялись рыбным промыслом в заливе Николая, юго-западная часть Охотского моря. Они рассказали мне, что при прохождении мыса Тукургу (входного мыса залива Николая) виден Шантарский архипелаг. Я не поверил в это. Случай проверить это утверждение представился летом 2006 года. Забегая вперед, скажу, что это правда - острова в хорошую погоду видны с расстояния более 70-80 км.

В путешествие отправились на джипе, под самую завязку загруженном снаряжением и вещами. От Хабаровска по шоссе спустились до Селихино(350 км), а дальше началась грунтовка. Такой грунтовой дороги я еще не видел  в своей жизни ни разу! И этой дороги нужно было проехать более четырехсот  километров. Причем чем дальше в сторону Японского моря шла дорога, тем она становилась все хуже и хуже, пока не перешла в «зимник» Циммермановка - Де Кастри. От порта Де Кастри пошли обратно к Амуру, и в поселке Сусанино 900- километровая автомобильная часть  пути закончилась. Всего на движение по маршруту Селихино – Ягодный - Циммермановка- Де Кастри- Сусанино (550 км) у нас ушло 15 часов.  Далее предстоял путь на катере по Амуру и его притоку Амгуни. Через восемь часов мы добрались до сел Оглонги - Херпучи. Любая дорога когда-нибудь заканчивается,  и мы  наконец-то добрались до рыбацкой базы моих друзей.

21.07.2006 года. Тронулись в путь к Шантарам уже во второй половине дня. Всего нам предстояло пройти на пластиковом катере «Ямаха Ф22» (7 метров длиной) с небольшой каютой-укрытием в носовой части, и под 115 сильным подвесным мотором, около двухсот километров, из них 70- по открытому пространству залива Академии до острова Беличий. Снаряжение для погружений, топливо - чуть ли не полтонны бензина,- запасной малый двигатель, еда, спальники и одежда- все это было размещено на борту. Пошли вчетвером - Жеребцов Сергей, Олег Држеветский, отец Олега Юрий Анатольевич Држеветский и я. По пути в заливе Николая попадались белухи, которые шли по приливу к реке за нерестовой кетой. От мыса Тукургу мы вошли в плотный туман и дальше следовали по GPS, постоянно наблюдая за поверхностью моря: на пути попадалось очень много плавника, столкновение с крупным обломком дерева грозило бы крупными неприятностями для нас и катера. Туман рассеялся только возле острова Беличий, где мы сделали небольшую остановку. Суровая красота острова впечатляла. Рядом с катером сновали любопытные нерпы, настороженно разглядывая нас. Через пару часов наш катер обогнул  Северо-Восточный мыс Большого Шантара. Уже в сумерках вошли в широкую протоку, соединяющую озеро Большое с морем. Здесь мы встретили медведей, которые совершенно спокойно, не обращая на нас никакого внимания, занимались рыбной ловлей в протоке. Ближайший к нам медведь был буквально в метрах двадцати. Сделать уникальные снимки не позволили быстро сгущающиеся сумерки. Жалко.  

22.07.2006.
Ночь прошла спокойно, медведи в гости не приходили, и уже в семь утра мы начали подготовку к погружениям. Первое погружение решил сделать с упором на широкий угол, приготовил свой Никон Д50 и «фишай». Мы с Сергеем погрузились на глубину около 14 метров, вода холодная, мой компьютер показывает всего +4 градуса, а я так опрометчиво взял свою старенькую двойную «семерку».  Видимость сравнительно небольшая, около 5-6 метров, дно- камень и небольшие скалы, заросшие различными видами морской капусты. Большое количество желтых и оранжевых губок, тонким слоем покрывающих  камни. Попадаются необычные виды губок - одна выглядит, как бокал на тонкой ножке, а другая напоминает огромный шар, прилипший к камню. Отсутствуют морские ежи, нет мелких рыбок. Все это не похожее на мое Японское море, и я пытаюсь снять отличительные особенности этих мест. Из знакомцев в воде встречаю пару керчаков и маслюка зеленого цвета. Минут через тридцать подмерзаю, и мы выходим на поверхность, при этом успеваю отснять несколько кадров. Идем обратно в озерную протоку, к бивуаку на отдых и обед.

В обратную сторону решили выходить пораньше, тем более что запланировали еще один дайв. Проходя мимо Северо-Восточного мыса, пошли  поближе к скалам, отслеживая глубины по эхолоту, в поисках интересного рельефа для погружения. На берегу заметили пару водопадов и решили самый большой из них посмотреть поближе. Водопад ступенчатый, в высоту примерно метров сорок. Его явно использовали небольшие рыбацкие суда для  приема пресной воды, судя по веревкам, оставленным на скалах. При отходе от берега, эхолот обнаружил интересный рельеф дна, и мы решили провести второе погружение здесь. В этот раз у меня в боксе стоит макро-объектив, хочется получить информацию более полного характера. Погружаемся, глубина около 15 метров, видимость не балует – около 5 метров, грунт - небольшие скалы и камни, обросшие капустой и покрытые различного вида губками. Безжизненное на первый взгляд дно, при внимательном изучении, оказывается наполнено разнообразной жизнью. На бокалообразных губках живут симпатичные разноцветные креветки. Фотографирую. Во время съемки креветок показалось, что кто-то  пристально меня разглядывает. Отвожу взгляд от видоискателя камеры и замечаю крупную рыбку, тут же нырнувшую под камень. Но мне хватает и мгновенья, чтобы узнать в этой серо-голубой с пятнышками рыбе самого обычного минтая. Под водой он просто великолепен! Снимаю три вида небольших крабиков, из них только один мне знаком - это личинка камчатского краба. Начинаю замерзать, все-таки всего +4 под водой. Я натыкаюсь на «собрание» голожаберников, так их много. Они слегка похожи на своих сородичей из Японского моря, но окраска другая, да и покрупнее. У голожаберников идет полным ходом процесс общения, кто-то еще продолжает общаться, а кто-то уже закончил и откладывает икру, похожую на  лепестки розы белого цвета. Отсняв это великолепие, чувствую, что  замерз я окончательно. Всплываю дисциплинированно с остановкой безопасности, после чего выхожу на поверхность и забираюсь на катер. Сергею  лень снимать свой триламинатный гидрокостюм, и он просто накинул сверху бушлат с капюшоном, как потом окажется - это сослужит ему хорошую службу. После моего переодевания в сухую одежду, мы начинаем наш путь в сторону дома, в залив Николая.

Маршрут проложили напрямую - на мыс Врангеля и далее, к мысу Ламсдорфа, входной мыс залива Николая, по GPS получилось 120 км пути. Прошли очень близко от острова Кусова, дальше открытое море. Постоянно наблюдаем за поверхностью моря перед катером и мгновенно уклоняемся от  бревен и палок. Через четыре часа подошли к косе Медвежьей  в заливе Николая, здесь остановились ненадолго, размяться после долгого пути. После отдыха идем дальше. В заливе начинается прилив, и погода резко портится, мы идем с попутным волнением до 1,5 метра примерно посредине залива. Катер заходит на волну, замирает на ее вершине - скорость волны и катера практически равная, затем неторопливо скатывается к подошве волны, пока его не догоняет следующая. И так далее. Все устали и мыслями  уже на берегу, ведь до базы, по данным GPS, остается всего около 17 километров. Всего двадцать минут пути и мы дома.


22.07.2006. 20.45. Координаты 53 41,66N 138 34,40E.  Катер застывает на вершине очередной волны. Вдруг резкий удар по правому борту, и внутрь вливается морская вода, мотор глохнет сразу. Вся носовая каюта мгновенно заполнилась водой, катер осел и начал крениться на левый борт. Кричу Олегу: «Заводи мотор и давай задний ход», -но аккумулятор уже залит водой. Еще каких-то пять секунд и катер переворачивается. Понимаю, что бокс с Никоном Д50 уже не спасти, а нужно просто спасать самого себя, выпускаю его из рук, и он уходит на дно. Уже в воде я сбрасываю теплую куртку и выкидываю в воду из ящика со снаряжением  свой гидрокостюм.  При этом успеваю пожалеть свой новый дыхательный автомат Atomic Z2 (всего четыре погружения) с компьютером Aeris и выхватить только одну ласту Scubapro Jet Fin.Ящик с оставшимся в нем оборудованием уходит на дно. Минут через пятнадцать отошел от всего произошедшего и стал более-менее адекватно, относительно обстановки, соображать. К этому моменту, действуя  автоматически, я освободился от одежды и надел свой гидрокостюм прямо в воде. Сначала комбинезон, а потом куртку со шлемом. Рядом со мной был Сергей, ему было проще всех – гидрокостюм был уже одет, он только накинул на плечи компенсатор с практически пустым баллоном и воткнул поддув костюма,(на поддув костюма баллона ему хватило), он- то и подтянул мне мой компенсатор и боты, найденные на поверхности моря. Я так  и не смог надеть боты, находясь в состоянии легкого шока, а просто натянул ласту на левую босую ногу, предварительно укоротив ремешок до минимума, после чего облачился в свой компенсатор.

Теперь можно оглядеться вокруг и оценить обстановку. Мы находимся в воде прямо напротив домика старателей. Он нежилой и посещается изредка, а сама база золотодобытчиков и прииск Турчик - это еще 22 км в глубь побережья. До берега примерно километров 10. Самое приятное в нашей ситуации, что вода гораздо теплее, чем у Шантар, примерно +15 градусов, это наверно из-за мелководности залива. Есть шанс добраться до берега и не замерзнуть. Темнеет примерно через полтора часа, еще продолжается прилив, значит надо попытаться достичь берега в ближайшие три часа, пока при памяти и силы не растрачены. Осматриваюсь: Серега плавает недалеко от меня - у него все нормально, примерно в ста метрах от нас перевернутый катер, на его днище, как на серфе где-то на Гавайях,  балансируют две фигуры, это Олег с отцом. Ну что ж, нужно плыть к берегу.

Время 21.00. Старт заплыва, ценою в жизнь, дан.  Я ложусь на спину, потом поддуваю компенсатор, голова удобно ложится прямо на подкову крыла и находится над водой, после чего выбираю ориентир среди сопок на противоположной стороне залива и начинаю грести в стиле «на спине», в руках держу свои боты. В одной ласте плохо гребется, но это лучше, чем без нее. У Сереги тоже почему-то одна ласта. Минут через десять волны разносят нас метров на пятьдесят друг от друга, тут я окончательно прихожу в себя и вспоминаю, как нужно надевать боты в воде - нужно просто заложить одну ногу на колено другой и надеть. Все просто, и воду хлебать не нужно. Меняю стиль плавания, ведь руки у меня освободились, теперь это «кроль на спине» - помогаю грести еще и руками. Еще через полчаса теряю Серегу из вида. Я остался один. Решаю начать считать гребки и смотреть, где находится берег только после первой тысячи гребков. А в природе  красота - облака расступились, и шикарный закат во все небо! Но меня это почему-то совсем не радует. Плыву в сторону берега, пытаюсь радоваться, что жив пока. В голову лезут мысли, сколько и чего утонуло, посчитал, получилась сумма, равная половине стоимости моего джипа. Успокоился. Плыву- гребу. Сам себя завожу. Нужно доплыть обязательно, ведь парни на катере не могут остаться без помощи. Доплыть просто необходимо еще потому, что как там без меня мое семейство будет. Гребу, считаю гребки. Тысячу прогреб, переворачиваюсь и смотрю на берег – вроде значительно ближе. Окрыленный, ложусь обратно на спину и начинаю новую тысячу гребков. Пытаюсь обращаться к богу, но молитв совсем не знаю. Хочется верить, что услышит меня всевышний. Темнеет как-то очень быстро, контуров гор на противоположной стороне залива уже не видно. Начинаю ориентироваться по светлой после заката полоске неба между входными мысами залива, - держу ее по правую руку. Гребу, сбиваюсь со счета и опять начинаю считать, продолжаю грести в сторону берега.

23.30. Сделав очередные пятьсот гребков, оглядываюсь на берег, его не видно, но южный входной мыс как был на месте, так и остался, как будто я и не сделал очередных пятисот гребков. Вместе с усталостью начинает накатывать отчаяние, от безысходности, ведь, по моим расчетам, уже начался отлив. Пытаюсь отдохнуть, от усталости руки уже не могут грести. Решаю поменять ласту на ноге, снимаю с левой и пытаюсь надеть на правую ногу, тут ее стягивает судорога, но ласту я все равно натянул. Делаю массаж правой ноги, растираю изо всех сил, вроде бы отпускает. Нужно плыть дальше. В руках сил больше нет, но есть еще ноги. Буду грести, пока смогу. Смотрю на свою «Омегу»- 23.40, время как будто застыло. Вспомнилось, как мальчишкой, тридцать лет назад, в чужом сухом гидрокостюме тонул на глубине всего около двух метров. Потерял обе ласты большого размера, а груза тянули меня на дно, и я не мог их сбросить. Тогда я не знал, как это делается, но  сумел все-таки сбросить грузовой пояс, расстегнув его в самый последний момент. А теперь как быть?… Встаю в воде вертикально, расстегиваю шлем на голове,- пытаюсь услышать прибой у берега, и тут же ластой касаюсь дна. Ура! Спасен! Смотрю на время-23.45. Всего пять минут разделяют отчаяние и счастье.

Начинаю двигаться к берегу, как попрыгунчик, отталкиваясь единственной ластой от дна. И откуда силы взялись? Когда  воды стало по шею, снимаю ласту и иду по дну, забирая вправо – все ближе к жилью. Через полчаса ходьбы выхожу на берег, позади более километра вязкого ила. Добираюсь до линии максимального прилива на берегу, снимаю компенсатор и валюсь без сил. Нужно отдохнуть и отдышаться, хотя бы минут десять. Засекаю время, уже 00.15. Через пятнадцать минут с большим трудом поднимаюсь по частям и начинаю движение в сторону базы. Прикидываю, что я выплыл пару километров вправо от домика старателей, значит до базы примерно 15 км, до утра должен дойти, если не попадусь на ужин медведю. Иду и сам себя успокаиваю – рыбы в реках много, и мишки сейчас должны быть сытые. Да и не вкусный я совсем, от гидрокостюма еще перед едой чистить нужно, а он-то не знает. Через полчаса показалось, что слышу крик справа, и  вроде как меня зовут.

Кричу в ответ: «Серега»,- и слышу ответный крик. Что есть сил бегу к нему на встречу в воду. Обнялись на радостях, что остались живы! Передохнули и пошли дальше вместе. Точнее, десять минут шли, брели по берегу,- засекал по часам, потом пять минут отдыха – падали без сил. Самое сложное было встать после этих пяти минут и двигаться дальше. Так  шли, шли и шли… Падали, вставали и опять шли… Казалось ,что это никогда не кончится. Примерно в шести километрах от базы, у ручейка Воробей наткнулись на рыбачий стан с грузовиком «Урал». Кричали, пытаясь разыскать людей. Минут через пять неподалеку в зимовье загорелся свет, вышел Андрей- старатель из Турчика, оказался  знакомым Сергея. Узнав, что случилось, он накормил нас  холодной вареной олениной и напоил водой, а потом на «Урале» повез на нашу базу. Начался прилив, и проехать по берегу в одном месте было невозможно, даже на «Урале». Форсировав пешком, по шею в воде, непреодолимую для самого проходимого автомобиля в мире, водную преграду, оставшиеся последние два километра мы брели из последних сил. В свой домик мы вошли уже в пять утра….

PS.  Олега c отцом сняли с днища в 11 утра вторым катером. После пол- литра разведенного спирта, выпитого прямо из горлышка, они легли спать тут же, прямо в катере.  Пострадавший катер притянули по приливу на базу. Пластиковый борт, прямо от форштевня, шириной 0.3 м на протяжении двух метров был просто оторван по всей длине. Как это могло произойти, я не могу понять до сих пор. Это мог быть только топляк в волне, в которую мы вошли. Но это только моя версия.

PPS. «Флэшка», вынутая из утопленного Серегиного Никона Д50, оставшегося в затопленной надстройке, оказалась «живой» в отличие от самой камеры, и мы смогли «слить» надводные фотографии с Шантарских островов на мой ноутбук. Кроме того, GPS установленный на катере, остался жив и есть координаты нашего переворота (после него, он просто перестал получать сигналы со спутника), так что есть небольшой шанс, что мой бокс и пара баллонов 18-литровых будут найдены.
Вот такая история случилась с нами во время ознакомительной поездки на Шантарский архипелаг. К счастью все остались живы.
Данная поездка состоялась благодаря спонсорской помощи рыболовной фирмы «Залив Николая» и персонально Жеребцова С.В.

Текст и ФОТО Шпатак Андрей
03.08.2006                   
        
       
ГЛАВНАЯ - ОБЗОР НОВОГО НОМЕРА - ВЫШЕДШИЕ НОМЕРА - ГАЛЕРЕЯ - ЦЕНЫ - КЛИЕНТАМ - КОНТАКТЫ - ПАРТНЕРЫ - ФОРУМ
© ASTYLO Publishing Co. Ltd., 2006     e-mail: astylo@gmail.com
Перепечатка и использование материала допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
 
 
 
About TourEast Magazine About TourEast Magazine