ГЛАВНАЯ - ОБЗОР НОВОГО НОМЕРА - ВЫШЕДШИЕ НОМЕРА - ГАЛЕРЕЯ - ЦЕНЫ - КЛИЕНТАМ - КОНТАКТЫ - ПАРТНЕРЫ - ФОРУМ
 

О МОТОРЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО…


Фото и текст: Федор Годин












 

Какой подвесной мотор лучше — двухтактный или четырехтактный? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, давайте сначала вместе попробуем понять основополагающие постулаты, определяющие характерные отличия двух- и четырехтактных подвесных двигателей. Не вдаваясь в тонкости малопонятной и скучной теории и ориентируясь на людей, не имеющих специального технического образования, можно сказать, что весь рабочий цикл двухтактного двигателя происходит за один оборот коленчатого вала.

Иными словами, за один оборот коленчатого вала в цилиндре двухтактного двигателя происходит всасывание, сжатие, рабочий ход и выпуск отработанных газов. В четырехтактном двигателе этот же процесс происходит уже за два оборота коленчатого вала. Казалось бы, все понятно — представив два абстрактных «движка», имеющих одинаковые габариты, рабочий объем и вес, в варианте двухтактного двигателя мы будем иметь в два раза более мощный мотор.

Однако вот тут и начинаются подводные камни. Пожертвовав одним оборотом коленчатого вала, мы получаем гораздо более качественную продувку цилиндра, позволяющую увеличить заряд свежего воздуха, необходимого для сжигания подаваемого в цилиндр топлива. Только на этой «мелочи» четырехтактный двигатель отыгрывает у своего двухтактного собрата около 20 процентов мощности.

Следующий, на мой взгляд, самый большой недостаток двухтактного двигателя — невозможность его использования на долевых мощностных режимах без ущерба для «здоровья» самого мотора, экологии и обоняния людей, находящихся в катере. Проблема эта хорошо известна владельцам мощных двухтактных «движков», пробовавших, к примеру, использовать их при троллинге: начинающий дымить через некоторое время «подвесник», отвратительный смрад несгоревшего бензина, сводящий на нет все удовольствие от рыбалки. Поделать с этим ничего нельзя: продувка «двухтактника» рассчитывается на крейсерский режим, в котором двигатель в основном эксплуатируется.

Четырехтактные моторы не так привередливы к нагрузке, обеспечивая удовлетворительную продувку и более полное сгорание топлива во всем рабочем диапазоне. Несомненно, в актив «четырехтактника», кроме меньшего удельного расхода топлива и универсальности, можно смело добавить меньшую шумность работы, особенно на малых оборотах, отсутствие необходимости постоянно приобретать смазочное масло для добавки в топливо и более высокую экологичность. На этом преимущества четырехтактных моторов, пожалуй, заканчиваются: решившись на приобретение такого мотора, надо быть готовым к тому, что для конкретного катера «четырехтактник» окажется значительно тяжелее «двухтактника».

Большая металлоемкость вкупе с конструктивной сложностью предопределяют и значительно более высокую стоимость четырехтактных подвесных моторов, практически полностью уравнивая оба типа «движков» в праве на жизнь.

Итак, можно сделать вывод: нет универсального двигателя, способного полностью удовлетворять требованиям всех владельцев «маломерок» с подвесными двигателями. Если вы владелец быстроходной моторки спортивного типа, если вам интереснее «зажигать» по заливу, оставляя далеко за кормой оседающий в пенном кильватере горб «петуха», ваш удел — более мощные, динамичные и удивительно послушные двухтактные моторы. Если вы владелец «рабочей лошадки» или неутомимого «фишера», если нет для вас интереснее занятия, чем терпеливо «расчесывать» снастями просторы залива, не заморачиваясь при этом установкой второго маломощного «движка», лучше сразу остановить свой выбор на «четырехтактнике». Единственное, что я не могу объяснить логически ничем, кроме уступки требованиям «зеленых», — использование маломощных четырехтактных «подвесников» в качестве резервного двигателя.

И последнее. Подавляющее большинство водно-моторников не готово выложить кругленькую сумму, осчастливив себя покупкой нового импортного мотора. Ничего страшного, большинство ввозимых из соседней Японии «подвесников» б/у способно еще не один год верно служить своим новым владельцам. Как правило, такие моторы имеют сравнительно небольшую наработку, составляющую малую часть заложенного моторесурса, а самая распространенная неисправность — грязь в карбюраторах. Покупая бывший в употреблении мотор, требуйте от продавца проведения необходимого минимума диагностических мероприятий: пробного пуска двигателя в проверочной ванне, замера компрессии в цилиндрах, проверки уровня и состояния трансмиссионного масла в редукторе, опрессовки сальниковых уплотнений гребного вала. Обратите внимание на внешний вид двигателя: не должно быть следов подтеков, значительного повреждения лакокрасочного покрытия и сильной коррозии. Двигатель должен легко пускаться, работать ровно — без перебоев и посторонних шумов, чутко отзываться на «прибавление газа», мгновенно и без провалов набирая обороты. Двигатель не должен иметь излишней дымности на выхлопе и черного нагара на свечах. Полноценная струя воды из контрольного отверстия подскажет, что помпа системы охлаждения подает достаточно воды, а каналы не засолены.

Вот, пожалуй, и все, что хотелось сказать тем, кто в преддверии очередной навигации выбирает свой первый в жизни мотор, готовясь ступить на тернистый, но полный увлекательных приключений путь владельца маломерного судна. Семь футов под килем!

 


ГЛАВНАЯ - ОБЗОР НОВОГО НОМЕРА - ВЫШЕДШИЕ НОМЕРА - ГАЛЕРЕЯ - ЦЕНЫ - КЛИЕНТАМ - КОНТАКТЫ - ПАРТНЕРЫ - ФОРУМ
© ASTYLO Publishing Co. Ltd., 2006     e-mail: astylo@gmail.com
Перепечатка и использование материала допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
 
 
 
About TourEast Magazine About TourEast Magazine